Шнитке о православии и католицизме
Jun. 12th, 2010 01:15 amЯ о некоторых явлениях сужу по штрих-кодам, которые получил зачастую в единственном и частном разговоре. Так, единственной фразы от случайной знакомой китаянки, хватило, чтобы составить представление о сущности китайского бизнеса. На мое (наивное) замечание, что лучший способ открыть новый бизнес - это найти неудовлетворенную потребность, она хладнокровно парировала, что лучший способ открыть новый бизнес - отобрать у кого-нибудь уже имеющийся.
Штрих-кодом о католицизме для меня был рассказ тетушки о том, как в Питере католический падре сначала прикормил при храме кучу собак и кошек, а потом, когда они расплодились, достаточно хладнокровно почти всех уничтожил, заметив при этом , что "у животных душ нет, так что и греха нет". Поэтому с тех пор я католицизм ставлю много ниже православия, коррумпированного по самое немогу, но все же не душегубствующего (хотя среди моих более-менее близких родственников есть католики). Да и педофелические скандалы почему-то случаются с католическими священнослужителями, не знаю про такое у православных.
Подтверждение моей оценки - история, случившаяся со Шнитке:
"Я уважаю православную церковь - и больше уважаю, чем католическую. Но я не мог сделать этого внешнего, показного жеста (принять православие - CHERALPA). Вспоминаю, как один из людей, не любивших Александра Гольденвейзера (его многие не любили, и я тоже не симпатизировал ему), ругал его за показное православие. Я не хотел такого. Однажды я был во Львове, была служба в церкви, и когда все пошли к причастию, я встал на колени. Но меня обошли. Только одного меня обошли.
- В какой церкви?
- В католической: жид.
<...> ...в русском характере есть очень много преимуществ: когда я прихожу в православную церковь, я никогда не чувствую там того, что испытал во Львове. Я бывал неоднократно в православных храмах. Ни один человек никогда не оглянулся, не смерил меня взглядом, не дал ничем понять, что я еврей. Не притворялись же они! Значит, эта мысль просто не приходит в голову. Это - невероятное качество русской православной церкви. И это, по-моему, относится не только к церкви, но и к психологии народа. Антисемитизм, черносотенство, отрицательное славянофильство - есть приращение, а не коренное свойство".